Могилы в городском парке напоминают о том, что и у нас немцы проводили свою звериную политику уничтожения советского населения. Здесь погибли около 500 мирных жителей, многие из которых еще не достигли совершеннолетия. 9 января 1942 года по приказу командира немецкой военной части №37466 майора Флека около западной стены парка были расстреляны 14 советских патриотов, отказавшихся работать на оккупантов. 21 января 1942 года "Особая команда тайной полевой полиции" приговорила к смерти и расстреляла еще 23 человека, главным образом рабочих и служащих шахт. Через три месяца немецкие душегубы поставили на базарной площади города виселицу и повесили 70-летнего рабочего Илью Дуплицкого и 6 юношей, одному из которых - Владимиру Гранкину - едва минуло 17 лет. Через четыре дня гитлеровцы расстреляли в парке еще 11 человек, среди них рабочего шахты "Холодная Балка" Федора Алексеева, рабочего шахты "Бутовка" Степана Свиридова, рабочего шахты "София" Василия Данилова, зав. детскими яслями этой же шахты Марию Чернышеву, инженера завода им. С.М. Кирова Бориса Халина. В балке вблизи шахты им.В.И. Ленина нашли могилу около 2 тыс. военнопленных, погибших от рук гитлеровских преступников. Нельзя забыть и кровавый разгул немцев в поселке Новые Планы. Вечером в сентября 1943 года, когда гитлеровцы спешно отступали под ударами Советской Армии, 6 немецких танков выбросили здесь десант из 30 автоматчиков, которые начали немедленно поджигать дома и убивать жителей. Только на улицах Котляревского и Парижской Коммуны в этот вечер погибли 50 человек. Автоматчики находили женщин и детей, которые прятались в огородах, садах и погребах, и с нечеловеческой жестокостью убивали их. Так погибли семьи Овсянниковых и Любимых. Не помиловали немцы и 8-месячного ребенка Любимых, которого они убили выстрелом в голову. Жена фронтовика Анастасия Панченко со своей пятилетней дочерью Тамарой погибли от гранаты, брошенной немецким солдатом в ее квартиру. Жену красноармейца Ольгу Медынскую гитлеровцы умертвили, ударив штыком в голову, штыками же закололи и двух ее малолетних сыновей. Но на донецкой земле гитлеровцы встретили не покорность, а жгучую ненависть и готовность людей бороться против оккупантов всеми средствами.
Горняки отказывались идти в шахту, металлурги и машиностроители - на свои рабочие места. Ширилось движение сопротивления. По указанию ЦК партии штаб Южного фронта перебросил в Донбасс отряд во главе с опытным разведчиком Авдеевым (Донским). Им было создано в Сталино и Макеевке 11 отрядов, объединявших 170 бойцов. С мая по сентябрь 1943 года отряд уничтожил 400 солдат и офицеров противника, большое количество боевой техники. Особого внимания заслуживает деятельность макеевской группы "Роман". Она состояла в основном из инженерно-технических работников. Добившись доверия оккупантов, члены группы вели активную подрывную работу. 6 июля 1943 года ими были совершены диверсии на шахтах №9 и №12-13, Дважды - в июне и июле 1943 года -они организовывали завалы на шахте №8. Иные группы использовали свое положение для саботажа восстановительных работ. Не зная положения дел, оккупанты привлекали к руководству этими работами местных специалистов. Иные группы, согласившись на участие в техническом руководстве, наиболее разрушенные шахты признавали пригодными к ремонту и эксплуатации, а мало разрушенные объявили непригодными к восстановлению. Оккупантами были осуществлены отдельные попытки восстановления шахт (№№13-бис, 22, 1, 15, 17, 8). Однако добыча из них была доведена только до 700-800 тонн угля в сутки. Не имея возможности получить уголь Макеевки, оккупанты вынуждены были ввозить его из Верхне-Силезского бассейна.
Результаты Сталинградской битвы значительно ослабили фашистов. Их командование понимало, что рано или поздно придет время, когда Донбасс будет освобожден. И тогда фашисты начали войну на уничтожение потенциала: окончательно вывели из строя шахты, заводы и фабрики. Секретная инструкция группы немецких армий от 2 сентября 1943 года предлагала: "Весь Донецкий бассейн должен быть эвакуирован в хозяйственном отношении и полностью разрушен. Все, что не может быть эвакуировано, подлежит разрушению, в особенности водонапорные и электрические станции, шахты, заводские сооружения, средства производства всех видов, урожай, который не может быть вывезен, деревни и дома. Разрушение следует производить не в последний момент, когда войска будут вести бой или отступать, а своевременно. Все хозяйственные органы и хозяйственные подразделения, общество по эксплуатации Востока (Остгезельшафт) и филиалы частных фирм (Патернфирмен) обязаны выделить всех подходящих людей для работ по эксплуатации и разрушению. Армейские хозяйственные руководители должны доносить каждый вечер сводные данные в штаб хозяйственной группы армий "Юг".
6 сентября на рассвете завязались бои на подступах к Макеевке. Войска 54, 161 и 96 гвардейских и 216 и 301-й стрелковых дивизий с трех сторон повели наступление. Но, несмотря на контратаки, к вечеру 6 сентября город был полностью освобожден. Отступая под натиском советских воинов гитлеровцы превратили Донбасс в груды развалин. Только Макеевке был нанесен ущерб на 1368,6 млн. рублей. Немцы разрушили лучший в стране цирк, городской театр, 54 школы, 60 детских садов и яслей, 57 клубов, 8 кинотеатров, учебный комбинат, МакНИИ, 31 столовую, 16 бань, 6 хлебозаводов, 524 тыс. кв. метров жилья. Были разрушены электрические сети, водопровод, канализация. В угольной промышленности разрушения производились с расчетом не только вывести полностью шахты из строя, но и затруднить их восстановление. Перед взрывом надшахтных зданий и сооружений оккупанты сбрасывали в стволы шахт вагонетки, электровозы, чтобы разрушить армировку стволов, их крепление, вызвать завалы. Гитлеровцы взрывали устья стволов, подъемные машины, вентиляторные и компрессорные установки, электрические коммуникации.
В Макеевке были полностью разрушены половина и значительно повреждены все остальные шахтные стволы. Были завалены, затоплены и повреждены более 400км основных горных выработок. Оккупанты разрушили почти все копры, все надшахтные здания, машинные здания, сортировки, 80% насосов главного водоотлива. Только в подземных выработках шахт скопилось 45 млн. куб. метров воды. Полностью отсутствовала энергетическая база ввиду разрушений Днепрогэса, Штёровской, Кураховской, Зуевской и Северодонецкой электростанций. Было полностью выведено из строя железнодорожное хозяйство шахт. После освобождения Макеевки сразу же приняты меры по восстановлению угольной промышленности и началу угледобычи для нужд фронта. Уже 9 сентября 1943 года были восстановлены в правах и начали работу аппараты трестов "Макеевуголь", "Красногвардейскуголь" и "Советскуголь".
Начался период восстановления угольных предприятий, который можно разделить на два основных этапа: первый - восстановительные работы до сентября 1945 года; второй - восстановление шахт после окончания Великой Отечественной войны. Первый этап этих работ характеризовался значительными трудностями военного времени, когда борьба с гитлеровскими захватчиками требовала значительных сил и средств и страна не могла дать всего необходимого для восстановления шахт. В первую очередь предусматривалось проведение работ по восстановлению 12 шахт: в тресте "Макеевуголь" - шахт "Октябрьская", "Грузская-Наклонная", "Пролетарская-Крутая"; в тресте "Красногвардейскуголь" - шахта "Ново-Бутовка", №8-9, №6-14, "Ново-Чайкино"; в тресте "Советскуголь" - шахт "Капитальная-1", "Ясиновская-1", "Холодная Балка-1", №22, шахт Моспинского шахтоуправления. Стремясь как можно быстрее и лучше помочь фронту, трудящиеся города включились в соревнование. Горняки шахты "Холодная Балка" обратились ко всем шахтерам города с призывом в самое короткое время ликвидировать последствия фашистского хозяйничества. Почин был подхвачен. Шахтеры обязались к 26-й годовщине Октября восстановить ряд шахт и построить 15 мелких шахт. Это было выполнено. К концу 1943 года горняки города выдали 153 тыс. тонн угля. Вся страна помогала восстанавливать Донбасс. 5 января 1944 года в Макеевку прибыл из Пензы первый эшелон с электромоторами, медью, станками, баббитом, стройматериалами. Вскоре эшелон за эшелоном стали поставлять оборудование и материалы. В восстановлении шахт и развитии добычи шахтеры видели свою главную задачу и цель. Забойщик с шахты "Капитальная-0" Павел Кияшко перевыполнял нормы выработки в 10 и более раз. Таких же результатов достиг и забойщик Николай Андрюшин с шахты №41. Рабочие-ветераны шахты №9, "Наклонная" Пасечный, Реутов, братья Потапенко собирали на квартирах лопаты, обушки, пилы, лампы, организовали женщин и подростков и в короткий срок восстановили шахту. Бок о бок с мужчинами трудились и женщины - забойщица шахты "Капитальная" Мария Пекова выполняла норму на 150-170%. Вслед за ней в соревнование вступили Мария Лепинская, Шумская, Новоайдарская, семейная бригада женщин Азаровых и многие другие. В короткие сроки были восстановлены шахты №1, "Ясиновская", №22. К концу 1944 года в городе уже работали шахты "Ново-Бутовка", №8-9, №5-17, №6-14, "Ново-Чайкино", шахтоуправление №2 треста "Красногвардейскуголь", "Капитальная-0", №1 "Ясиновская", №1 "Холодная Балка", №22, шахта "Моспино" Ряснянского шахтоуправления, "Мокро-Калиново" треста "Советскуголь", шахта №29, "Холодная Балка", "Пролетарская-Крутая", "Грузская-Центральная" треста "Макеевуголь", построено большое количество мелких шахт.
В 1944 году на шахтах Макеевки было добыто 1 млн. 567 тыс. тонн угля. Однако этот уровень добычи, не мог удовлетворить возросшие потребности страны в угле. Было принято решение начать работы по восстановлению шахт второй очереди со средней степенью разрушения. К числу их относились шахты "София", им. Ленина, "Холодная Балка", "Капитальная" , им. Орджоникидзе, №1-бис, №12-13, "Ново-Моспино", №19-20, №13-бис. Первоочередным в этом вопросе была откачка воды, так как ряд шахт представлял собой замкнутые бассейны и требовалось вести эти работы даже на шахтах, не предусмотренных к восстановлению. Так шахты нынешнего Горняцкого района представляли собой два общих бассейна с объемами 18 и 12,5 млн. куб. м. Вторым важным звеном в этой работе было восстановление и строительство шахтных копров. Разрушенные надшахтные здания небольших шахт восстанавливались своими силами из бутового камня, крупных шахт - из железобетона. Подъемные машины, вентиляторные установки поставлялись по мере готовности шахт. Значительные работы по восстановлению устьев стволов и самих стволов были выполнены на шахтах "София", "Капитальная", №19-20, №21, но эти работы заняли значительное время. Весьма сложными были работы по восстановлению основных наклонных и горизонтальных выработок на шахтах "София", им. Ленина, Орджоникидзе, "Ново-Моспино", "Капитальная", №19-20, №21, где имели место завалы со стволом обрушения до 10-20 метров протяженностью до 200 метров. Огромный объем восстановительных работ был выполнен в 1945 году. К концу года в городе работало 64 шахты. Трестом "Макеевуголь" было добыто в 1945 году 1 164,7 тыс. тонн, "Красногвардейскуголь" - 566,9 тыс. тонн, "Советскуголь" - 1 293,0 тыс, тонн. Всего по городу было добыто 3 024,6 тыс. тонн, среднесуточная нагрузка составила 8 362 тонны.
Победоносное завершение Великой Отечественной войны, разгром милитаристской Японии дали возможность советскому народу возвратиться к мирному созидательному труду, восстановлению и развитию его экономики. Для этого было необходимо преодолеть огромные трудности, вызванные войной и разрухой народного хозяйства в районах, подвергшихся временной оккупации.