К 1900 году доля угля, добытого на шахтах, принадлежащих иностранным капиталистам, составляла 76,2 процента всей добычи угля Макеевской волости. Руководство рудниками, как финансовое, так и техническое осуществлялось в основном иностранцами. Вот несколько примеров. Управляющие рудниками Макеевско-Грузского акционерного общества были французы Шалас и Каттакоз, Нижне - Крынского - Горже и Бианки, Екатерининского - Дюваль, Шмидт, Буроз, Русского горного и металлургического Униона - Тостивон, Ясиновскими рудниками - немецкие капиталисты.
И это не удивительно, так как выпуск специалистов - горных инженеров, осуществлялся только Петербургским горным институтом, а штейгеров - Лисичанской штейгерской школой и горным училищем Полякова. Капиталисты-иностранцы старались не допустить к руководству русских специалистов. Были случаи, когда снятые русские инженеры без всяких на то оснований заменялись молодыми иностранцами, приезжавшими в Россию со школьной скамьи. Например, в Макеевке на копях Иловайского к 1897 году из пяти русских инженеров остался только один. Это было опять-таки следствием притока иностранных капиталов в угледобывающей промышленности.
Однако уже в 1908 году съезд горнопромышленников Юга России специально занялся вопросом создания угольного синдиката "Продуголь", предназначенного ограничить проникновение иностранного капитала в угольную промышленность. Тяжелые условия жизни и труда привели к тому, что уже в 1886-1889 г.г. на шахтах Макеевки под влиянием стачки рабочих на фабриках Морозова прошли массовые забастовки, Особенно крупной была забастовка в Макеевке осенью 1892 года, когда владельцы шахт Иловайского вызвали казаков из Таганрога и войска из Одессы. В течение четырех дней графом Шуваловым, командовавшим вызванными войсками, бунт горнорабочих Макеевки был жестоко подавлен.
Напуганные выступлениями и забастовками, горнопромышленники Макеевки были вынуждены обратиться в Горный Департамент с тем, чтобы в Макеевской волости "...в видах более равномерного распределения полицейского надзора, учредить полицейский стан", который и был по высочайшему повелению "... учрежден в ноябре 1895 года". В годы первой русской революции в Макеевском районе были созданы на всех крупных шахтах Советы рабочих депутатов. Встреча пролетарского праздника - 1 Мая - проходила при деятельном участии шахтеров. Начатая шахтерами Рутченковки, она была поддержана горняками Берестовского, Пастуховского и Григорьевского рудников.
Горняки готовились к вооруженному восстанию, одновременно в села посылались представители рабочих и шахтеров с просьбой к крестьянам о поддержке рабочих в их борьбе, к сопротивлению, об отказе от размещения и постоя в слободах и станицах казаков и войск. При подготовке к декабрьским выступлениям рабочие собрали деньги, оружие, динамит, готовили бомбы, создавали боевые дружины, издавали листовки, призывающие к вооруженной борьбе. В апреле 1906 года рабочие и шахтеры Макеевки вели активную подготовку к встрече 1-го Мая. На рудниках состоялись митинги и демонстрации, были организованы стачки. 3 мая бастовало свыше 5 тыс. горняков города-рудники Русско-Донецкого общества, Берестово-Богодуховские, Григорьевские, Пастуховские. Но на шахтах Екатерининского общества забастовка не была организована. Дирекция рудников общества объявила, что "заработная плата ни в коем случае не может быть увеличена, а рабочие, не желающие работать на существующих условиях, могут получить расчет".
Выступления и забастовки шахтеров в период первой русской революции заставили горнозаводчиков Макеевки принять меры по усилению постоянного полицейского надзора на шахтах и рудниках. В частности, член Государственного Совета, председатель Совета многих съездов горнопромышленников Юга России Н.С. Авдаков, являвшийся сам владельцем и акционером многих заводов и рудников, неоднократно входил в ходатайство перед Министерствами Внутренних дел и торговли и промышленности "об оказании содействия в установлении охраны на рудниках и заводах Донецкого бассейна". Результатом этого явилось усиление более чем вдвое полицейских служб и организаций постоя казачьей сотни в Макеевке. Но и после поражения первой русской революции революционная деятельность не утихла. 1 мая 1907 года бастовали горняки десяти предприятий района - требования были политическими. Это было одно из крупнейших выступлений макеевцев. В 1908 году произошла крупная забастовка шахтеров Макеевского рудника.
Монополистический период развития капитализма угольной промышленности, начавшийся с организации в 1904 году синдиката "Продуголь", характеризуется концентрацией производства, интенсификацией трудовых процессов и некоторым ростом производительности труда. На отдельных предприятиях района начинается механизация угледобычи. В 1909 году развивался сильнейший угольный кризис в Донецком бассейне. Причинами кризиса явилось несоответствие в ценах на уголь глубоких шахт (7-8 коп. за пуд) с мелкими шахтами (5,5-6 коп. за пуд), в результате чего заводчики и железные дороги прекратили закупку угля на крупных глубоких шахтах, в то время как на мелких запасы на выходах пластов были практически выработаны.
Вот как писала краевая газета "Призыв" о кризисе: "Из Макеевки сообщают: вследствие угольного кризиса крупные углепромышленные предприятия Макеевского горного района несут неисчисленные убытки. Огромные запасы угля заваливают угольные склады и эстакады рудников. Почти ежедневные дожди, столь порадовавшие хлеборобов, оказали чисто медвежью услугу углепромышленникам. Уголь начинает гореть. Чтобы спасти хоть часть его, многие рассыпают его по земле тонким слоем, что значительно отдаляет наступление самовозгорания. Углепромышленники в силу необходимости должны были до минимума сократить добычи угля и по этой причине сократить и число рабочих. Терпят громадные убытки и торговцы поселка Дмитриевского, главный контингент покупателей которых составляют рабочие". И это писалось о Макеевке, которую в какой-то степени кризис обошел ввиду наличия здесь горнозаводских обществ, объединяющих в себе рудники, коксохимические производства и металлургические предприятия. Сразу после кризиса увеличивается приток иностранных капиталов, учреждаются новые акционерные общества и товарищества. Мелкие общества поглощаются крупными. Так происходит и в Макеевке, когда под воздействием общества "Русский горный и металлический Унион" в 1912 году были поглощены и включены в его состав два общества: "Русское Донецкое общество каменноугольной и заводской промышленности", созданное в свое время Иловайским, и "Российское общество водных, шоссейных и второстепенных рельсовых путей", основным пайщиком которого был есаул Марков (шахты "Капитальная" и "Капитальная-Марковка").
Наибольшее развитие в дореволюционный период угольная промышленность Макеевки достигла в 1913-1915 гг. К этому времени были построены шахты "Капитальная-Марковка", Южно-Донецкий рудник ("Ламбордо"), Анатольевский уклон, "Егорьевский", шахты Сорокинская, Курбатова, "Окич", "Зинович", "София Вертикальная", Бутовский уклон, шахта N29 и другие.
В 1913 году Макеевскими шахтами общества "Русский горный и металлургический Унион", принадлежавший в основном французам, "Иван", "Амур", "София Наклонная", "Капитальная-Марковка", N28, "Марковка", "Бутовский уклон", "Западный уклон-шурф", "Кугушево", "Калиновская", "Италия", "София Вертикальная", "Берестовский уклон", "Ламбордо" было выдано 55,2 млн.пудов (906,2 тыс.тонн) угля, расположенными на территории нынешнего Червоногвардейского района шахтами "Чайкино", "Щегловка", "Ванда", входящими также в состав "Униона" - 7 млн.пудов (114,5 тыс.тонн) и шахтами Екатерининского общества -"Шмидт", "Капитальная" и Берестовскими рудниками - около 24 млн.пудов (380 тыс. тонн). Всего в Макеевке было добыто 1390 тыс.тонн угля.
Кроме этого, значительное количество угля добывалось шахтами отдельных шахтовладельцев и крестьянскими шахтами, часть угля не показывалась в отчетах для уменьшения оплат по потонным ставкам. В то же время, вместе с интенсификацией угледобычи промышленниками Юга России по существу не заботились об улучшении состояния техники безопасности.
Взрыв на шахте "Иван" в 1898 году (погибло 74 и ранено 15 человек), тогда же на шахте "София" (погибло 14 человек), повторный взрыв на шахте "Иван" в 1905 году (погибло 63 и ранено 49 человек), взрывы на шахтах Ясиновского рудника и на шахте "Италия" в 1909 году (4 и 17 человек), тогда же обрывы канатов на шахтах "София" и "Берестовка" - далеко не полный перечень так называемых "эксплозий", т.е. катастроф. Только на рудниках "Шмидт" и "Капитальная" Екатерининского общества за период 1908-1911 гг. произошло 15 смертельных и 3 тяжелых несчастных случая, на шахтах Григорьевского рудника того же общества - 8 смертельных и 9 тяжелых случаев.
Начавшаяся первая империалистическая война 1914-1918 гг. потребовала увеличения добычи угля: вводились новые шахты - N29, "Восточный вентилятор", "Сергий", "Президент", N17, ряд мелких, так называемых, "оборонческих" шахт, открываемых только с той целью, что они не давали возможности призвать их владельцев в действующую армию. Разрыв отношений с Германией привел к своего рода частичной национализации в угольной промышленности. В частности, был произведен секвестр имущества на Ясиновском руднике Германского акционерного общества Русской горнозаводской промышленности, где работали четыре шахты, коксовый завод с улавливанием химических продуктов, электростанция.
В 1916 году из 16 шахт "Унион" в Макеевке, трех шахт "Униона" в Червоногвардейском районе и 4-х шахт Екатерининского общества в Советском районе было добыто 96,8 млн.пудов угля (1,54 млн.тонн). В то время на шахтах только "Русского горного и металлургического "Униона" работало 8700 горнорабочих. Шахты отличались (за некоторым исключением) низким уровнем технического оснащения. Общая мощность механических двигателей на одну шахту составляла в 1913 году около 110 л.с. Наиболее трудоемкие работы выполнялись вручную. На отдельных шахтах вплоть до 1917 года подъем был оборудован копными воротами, уголь на откаточный штрек доставлялся саночниками. Рост угледобычи достигался исключительно за счет увеличения числа рабочих и усиления их эксплуатации. Производительность труда составляла 0,3-0,5 тонн за 12-часовую смену. Жилищно-бытовые условия оставались по-прежнему весьма плохими.
Вот как звучал официальный рапорт окружного врача о положении рабочих на шахте "Президент": "В связи с появлением холерных заболеваний на рудниках франко-русского общества были осмотрены помещения рабочих. Казармы содержатся крайне грязно, стены, окна, двери, нары покрыты слоем грязи и угольной пыли и копоти, причем казармы переполнены рабочими - на одной наре спят двое. Вода берется из шахт и направляется к водоразборным кранам. Вокруг этих кранов стоят постоянные лужи грязной воды, от которых идут ручьи по всему селению, причем в этих ручьях постоянно копаются свиньи и различные птицы".
Вся дореволюционная культура Макеевки была представлена тремя двухклассовыми школами с платным обучением, тремя церковноприходскими школами в Щегловке, Ханженково и Ясиновском руднике, двумя частными кинотеатрами, несколькими библиотеками. В частности, библиотека Берестово-Богодуховского рудника имела всего 270 книг, из которых 70 томов русских и зарубежных писателей, свыше 30 томов "Жития святых" и остальные книги издательства "Копейка".
В то же время, только в поселке Дмитриевском, насчитывающем 20 тысяч жителей, имелось свыше 60 торговых точек - трактиров, рейнских погребов, погребов русских вин, пивных лавок, "казенок".
Прогрессивные общественные деятели Дмитриевска стремились улучшить благосостояние поселка, добивались переименования Дмитриевска в город, с тем, чтобы Городская дума могла бы требовать выделения части доходов шахтовладельцев и заводчиков на благоустройство. Предлагалось и весьма верноподданническое название вновь учрежденному городу - Романов-Донской.
Предыдующая  Наверх   Следующая |